КАПИТАНСКИЕ ДЕЛИШКИ
бэкстейдж и планирование яхтенных маршрутов

Александр Скворцов
кэп и организатор
Друзья, сегодня у нас небольшой экскурс в стратегический бэкстейдж дел капитанских. Расскажу, как мы планируем круизные яхтенные маршруты, на что обращаем внимание и без чего просто не обойтись, чтобы команда получила максимум удовольствия от яхтинга. Текст лёгкий, зайдёт для общего развития и будет полезен для оценки маршрутов в предстоящих парусных путешествиях. Ну, а если вы задумались о капитанском поприще, то однозначно не проходите мимо!
Что такое круизный яхтенный маршрут?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала давайте подумаем какими вообще могут быть маршруты? Первое, что приходит в голову – экспедиционный. Далёкие острова, тайны, исследования, айсберги, гигантские волны, шторма, суровые испытания. Но не всегда так, особенно если маршрут планировали и делали это грамотно…
Какими еще могут быть маршруты? Вероятно гоночными, учебными, транспортными, патрульными, перегонами и др. Большинство из них объединены одним смыслом: по наиболее оптимальной траектории преодолеть расстояние из точки А в точку Б, т.е. пересечь море, чтобы оказаться на суше. А всё остальное, что происходит и случается в процессе этого действа - есть «морская романтика».
В круизных яхтенных маршрутах, всё наоборот! Такой маршрут является от части экспедиционным, от части учебным, от части гоночным. Но главное — это насладиться той самой «морской романтикой» и прожить её.
С замиранием сердца стоя у штурвала, наблюдать за горизонтом. Ощущая свежесть ветра и крен яхты - проявить наружу фантазии о морях и океанах, которые наверняка у каждого успели отложиться еще в далёком детстве. Встретить рассвет солнца заревом заливший весть обозримый горизонт. Ощутить прелесть якорных стоянок в отдалённых абсолютно необитаемых бухтах. Радуясь каждому прожитому, насыщенному на приключения, дню, чувствовать усталость и традиционно наблюдая за звёздным небом – засыпать под лёгкий плеск волн, будто бы в колыбели. И это далеко не всё, что дарит яхтинг.
Краеугольный камень круизных яхтенных маршрутов
Круизный яхтенный маршрут планируется заранее, и что очень важно, ещё на берегу.
В расчёт принимаются многие факторы, такие как: преобладающие ветра в регионе, рельеф местности, наличие марин и закрытых бухт, ключевые достопримечательности, пешеходные тропы на побережье, уровень подготовки команды и капитана, флора и фауна, особенности менталитета местного населения, наличие мобильной связи, приливной зоны, течения, температура воды и воздуха, этот перечень можно продолжить, но пока остановимся. И ответим на вопрос для чего нам это нужно?
Не для кого не секрет, что у любого дела, будь то строительство дома, полёт в Космос или конституция государства – есть основание, от которого всё выстраивается, так сказать краеугольный камень.
Так вот, в построении маршрутов, такой краеугольный камень имеет три одинаково важные для баланса стороны: безопасность, насыщенность и комфорт. А факторы, упомянутые выше, эти стороны наполняют. Теперь по порядку.
Безопасность
в море, понятие довольно многогранное. Но в случае планирования маршрута, речь идёт об оценке потенциально возможных внешних угроз для команды и судна, а также способа от них защититься и компетентно принятых решений.
К примеру, если вы желаете отправиться на яхтинг в Карибский бассейн, где, казалось бы, температура воды и воздуха благоприятствует классному отдыху круглый год, стоит взять в расчёт период, когда с наивысшей вероятностью с Атлантики может надуть шторм, который плавно перерастает в ураган и на этом дело не заканчивается, а только начинается. Но если это вас не останавливает, то стоит подумать о местности, где вероятность превращения шторма в ураган – минимальна. А в ближайшем удалении от маршрута имеется безопасная, защищённая марина.

Или скажем яхтинг в приливных водах у берегов Ирландии и Великобритании. Навигация здесь считается самой сложной в мире. Скорость течения из-за перепадов воды иногда может обгонять крейсерскую скорость яхты. При ошибке в просчётах, лодку попросту может унести течением на рифы. Переходы тут планируют с учётом приливных циклов, а время просчитывают по часам. Ведь если не успеть пересечь заградительный порог марины до того, как начнёт с приливом уходить вода, можно стать непосредственным участником этих многовековых природных традиций, а заодно посадить лодку на мель.

Две фотографии ниже найдены на просторах интернета***
Подобные особенности есть и на успевших полюбиться многим, Сейшельских островах. Тут два раза в год меняется направление преобладающих ветров. Соответственно одни и те же стоянки в разные сезоны использовать не получится. В одно время они будут хорошо защищены от ветров, напоминая беспечный райский уголок, а в другое – там делать нечего, ищите альтернативу.
Кстати, про альтернативу. Как бы четко не был спланирован маршрут, насколько не было бы всё выверено, сверено и подобрано.
Всегда нужно иметь план Б.
Запасной план, на случай если основной окажется не рабочим. Ухудшилась погода или не смогли вовремя выйти из марины. По маршруту всегда нужно иметь ввиду запасные стоянки, где можно укрыть лодку и переждать непогоду или переночевать.
В качестве настольной книги для планирования безопасности маршрута, мы используем лоции региона и карты Навионикса. Из этих двух источников можно вынести максимум полезной информации, связанной с особенностями яхтинга в регионе. Сезонные ветра, особенности рельефа, приливы, стоянки и прочее.
Насыщенность
это, пожалуй, самая интересная составляющая в планировании круизного маршрута. Речь о предстоящих приключениях, о том, что мы будем делать, чему научимся, узнаем и попробуем, о береговой программе на маршруте, с пониманием того, что мы взяли максимум от путешествия. Есть одно маленькое, «НО». В сутках всего 24 часа, а в неделе 7 дней. Поэтому выбирать нужно с чувством, с толком, с расстановкой, чтобы на все задуманное хватило светового дня, сил и настроения команды.
К примеру, переместимся в Грецию. От Афин до Санторини 170 морских миль хода. Преодолеть такое расстояние на яхте можно за 1,5-2 суток нон-стоп. И столько же – обратно. Увидеть Санторини, закаты и рассветы в море, дельфинов, поймать рыбу, искупаться пару раз и на этом, пожалуй, всё. Добавлю, что команда должна быть опытной – предстоит нести ночные вахты.
А можно ли пройти этот путь за неделю без ночных вахт? Если погода позволит, то в принципе да. Но насыщенность такого пути снизится многократно. Рассчитываем выходить с рассветом, а приходить к месту стоянки с закатом. Через неделю вернёмся в Афины – развеявшиеся от дел обыденных городских, но уставшими от дел обыденных морских. После такого отпуска - хорошо бы в отель на недельку в отпуск :-)
Вывод: если есть всего неделя, а хочется дойти до Санторини и сделать это с удовольствием, насыщенно, посмотрев прекрасные интересные острова по пути, то маршрут следует строить, в один конец One Way. Кстати, обратите внимание на возможность возвращать яхту в другом месте, отличном от старта. Эта опция есть и у большинства чартерных судовладельцев.
Общая протяжённость маршрута - расстояние, которое планируется преодолеть с момента первого выхода в море и до завершения плавания. Не важно будет ли маршрут кольцевой с одним местом старта и финиша, или же это будет One Way. Кстати, у моряков это называется генеральное расстояние, но включает в определение чуть больше нюансов.
Так вот, на неделю плавания оптимально заложить расстояние в 140-180 морских миль. Эта цифра получена нашим опытным путём, методом наблюдения и обратной связи от ребят. Дополним, что не важно первое ли это путешествие на яхте или уже другого способа ездить на море не представляется.
Рассмотрим круиз на парусной яхте с навигацией в светлое время суток, т.е. без ночных переходов. А значит, что у нас на всё про всё в среднем 12 часов светлого времени в сутки. Поделим 180 миль на 7 дней и получим 25 миль в день. При скорости 5-7 узлов, с учетом не всегда «удобного» направления ветра и течения - такое расстояние преодолевается за 4-6 часов. Это не всё время, которое мы проводим на воде, купаясь или упражняясь в парусной технике. Это время, запланированное только на преодоление расстояния к новому месту ночной стоянки. Добавим сюда еще пару часов на обед, купание во время перехода и – вуаля - 6-8 часов, чуть больше половины светового дня. В таком режиме возможно было бы и комфортно отходить всю неделю, но на практике выглядит по-другому. По факту, один день точно хочется провести в более размеренном режиме на берегу, а другой больше наполнить морем.
К примеру, планируя затяжной морской переход, будет абсолютным восторгом разнообразить его ранним выходом, что даст возможность прийти пораньше и показать команде ночную навигацию в ранних сумерках. Встреть эпичный рассвет в море за чашечкой ароматного кофе. Чуть увеличить общую дистанцию сделав троллинговую проводку над рыбными банками и поймать тунца. Проложить маршрут вдоль красивых многовековых скал и лесов, где ненадолго лечь в дрейф у какого-нибудь приглянувшегося грота чтобы искупаться. А затем наполнить паруса ветром, стремящимся в море с холодных вершин и поупражняться с командой в манёврах и настройке такелажа.
В итоге общую протяжённость до 180 м. м. мы используем, как эталон, на который ориентируемся.
Комфорт
дело тонкое, и на первый взгляд, больше относится к яхте, её размерам и обитаемости. Но напомним, что мы сейчас говорим только о планировании маршрута. Так вот, этот комфорт подразумевает, что команда будет отдохнувшей, выспавшейся, сытой, довольной и весёлой. А для этого нужна удовлетворённость базовых потребностей: вода, газ, питание, электричество, интернет, безопасные стоянки.
К примеру, возьмём Турцию. Это, пожалуй, самый клиента-ориентированный регион, где не только люди предусмотрели возможность закрытия всех базовых потребностей, но и природа постаралась. Турецкое побережье изрезанно невероятно красивыми и защищёнными бухтами. Скажу даже больше. В Турции, в сезон 2021 ежедневно курсировал корабль-магазин Мигрос, где каждый желающий мог пришвартоваться на динги и пополнить запасы провианта. При этом никакой наценки за морской сервис, я не обнаружил.
Не могу пройти мимо Турецкого «МАК-яхто». На одном из наших маршрутов есть стоянка, где совершенно умилительные бабуля с дедулей приготовят тебе вкуснейший хани-банани - это тонкий лаваш с медово-банановой начинкой, по форме напоминает блины с начинкой. Они курсируют на своём голубом баркасе со всем необходимым оборудованием и ингредиентами, чтобы пока ты купаешься и наслаждаешься моментом, приготовить тебе невероятно вкусный перекус! И скажу вам, у них есть выбор)))
Сервис поймать и почистить свежепойманную рыбу вне твоей лодки, как вам такое? Кайф - молодцы!
А в Хорватии есть великолепные устрицы прямиком с фермы на борт яхты - мечта городского жителя.
Как насчёт бронирования мест в маринах и столиков в ресторанах? Вы весь день прекрасно проводите время исследуя прибрежные воды. Вечером, в лучах закатного солнца идете к месту ночной стоянки, абсолютно не переживая, что негде будет встать. На причале встречает лично хозяин и заботится о том, чтобы у тебя на лодке была вода и электричество, а команда тотчас узнала, где на берегу находятся все удобства и ресторан.

Во многих странах все более распространённым становится сервис по закупке продуктов на яхту. Лично мы предпочитаем делать это самостоятельно, выбирая в первую очередь визуально и пользуемся только услугами доставки. Но так не везде. Скажем на Кубе, без делегирования закупки продуктов не обойтись, и точно отказываться не стоит. Купить что-то самостоятельно в магазине – просто невозможно, даже если ты готов отстоять огромную очередь. Тут всё «достаётся для своих». И ты таким «своим» можешь быть, у чартерной компании, заказав по списку всё необходимое из возможного.
Таким образом, соблюдение баланса между безопасностью, насыщенностью и комфортом при построении маршрута – верный путь к классному отдыху и благодарной команде!
А что брать за эталон, как найти этот баланс?
Пожалуй, ответ на этот вопрос, у каждого капитана свой. Эта формула приходит с опытом и во многом зависима от жизненной позиции самого капитана и знания региона. Одно дело карты и сайты, а другое – когда ты сам исследуешь местность. Видишь какая бухта подсвечена интереснее в закатном свете, где классно постоять на якоре в жаркий и безветренный полдень. Наблюдаешь за местными, они всегда знают где поинтереснее. А за разговорами, у моряка, знающего регион, можно почерпнуть много полезной информации. Так маршрут совершенствуется и оттачивается, после каждого очередного путешествия.
Понравилась статья?
Делись с друзьями, оставляй комментарии и подписывайся на наш Блог!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности